Владимир Вент (went) wrote,
Владимир Вент
went

Про клиповость.

Из крайне интересного и познавательного анализа Игоря Ашманова об итогах года в "Интернете-2012" мне видится самым ужасным среди прочих ужасов вот это:
Потеря внимания и памяти
В 2012 Рунет захлестнула эпидемия "клипового мышления": внимание пользователя стало фрагментарно, неустойчиво, средний пользователь не удерживает фокус внимания, не может воспринимать длинные тексты. Никто не смотрит длинных роликов, контент должен быть мелко гранулированным, легкоусвояемым, читаться наискось, состоять из привычных образов, мемов и архетипов.

При этом память среднего интернетчика окончательно стала короткоживущей, никто не помнит даже того, что было в прошлом месяце, не говоря уж о прошлом годе.

Раньше основной дискуссионной политической площадкой Рунета был Живой Журнал, уникальное, чисто российское явление. Это было и место дискуссий, и хранилище довольно длинных и продуманных текстов. Там можно было читать и обсуждать даже то, что было написано в 2003 году.

Сейчас же политическая тусовка Рунета в значительной мере перебежала из ЖЖ в "Фейсбук" (в силу моды, технических проблем и стагнации в ЖЖ и т.п.).

А Фейсбук не только не поощряет написание длинных текстов и комментариев, не только сам автоматически решает за пользователей, кого им читать, а кого нет, он еще и практически без памяти, там весь контент быстро тонет, уходит за край экрана и не находится поиском.

Время жизни сообщения в социальных сетях (когда оно получает все комментарии, лайки, прочее внимание) - несколько часов. Недельной давности сообщение найти трудно, месячной - практически невозможно, и оно никому не интересно.
То же самое - в "Твиттере", только в еще более выраженной форме.

Короткая память во всех смыслах стала своего рода трендом года. Что и показывают нынешние интернет-баталии, каждая из которых как будто начинается с нуля. Никто не помнит, что все это уже обсуждали, испытывали, опробовали - и ничего хорошего не вышло. Это как сейчас в Сирии ищут химическое оружие, а публика уже и забыла, как в свое время искали в Ираке ядерное оружие. Клиповое восприятие и короткая память публики позволяет повторять старые пропагандистские схемы: раз прием когда-то сработал, сработает и сейчас.

Это про Рунет, а в глобальном Интернете, возможно, аналогичные изменения произошли еще раньше.


Нехорошо и опасно это тем, что в глобальном плане среди подростков это скоро станет уже не модой или "фишкой", а обыденностью. Примерно как сейчас написание СМС и сообщений в соцсетях без знаков препинания и больших букв.
Смеются и охают молодые мамы и папы (сам видел), разбирая "шокирующие факты" о специальной нарезке сюжетов в американских фильмах и мультфильмах. Может статься, что и их дети уже не смогут смотреть наши старые шедевры.
А главное - читать и понимать старые посты своих же родителей. Наши с вами посты.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments