Владимир Вент (went) wrote,
Владимир Вент
went

Чёт приуныл даже.

Оригинал взят у zaiast в Про скрепы
Оригинал взят у nfcausa в Про скрепы
У нас много сейчас пишут и говорят про скрепы. Что вот, мол, разрешат людям из ЛГБТ жениться, и не станет скреп. Или там закон о домашнем насилии примут - и опять скреп не будет. А без скреп всем понятно, что начнется: ад, треш и угар, все вообще везде попортится, ангелы на небесах восплачут и так далее.

Но вообще скреп было много, и я вот тут про одну из них в связи с недавними событиями вспомнила. А еще школьнички, у которых я заменяю, четают Гоголя, и у него в "Избранных местах..." есть просто прекрасные пассажи про две очень важные скрепы, исчезновения которых в середине 19-го века боялись просто ужас как. А потом они исчезли, и все окай вроде осталось: небо на землю не упало, и ангелы не возрыдали. Какие же это скрепы? А очень простые: крепостное право и неграмотность. А дальше слайды цитаты


Возьмись за дело помещика, как следует за него взяться в настоящем и законном смысле. Собери прежде всего мужиков и объясни им, что такое ты, и что такое они. Что помещик, ты над ними не потому, чтобы тебе хотелось повелевать и быть помещиком, но потому, что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком, что взыщет с тебя бог, если б ты променял это званье на другое, потому что всяк должен служить богу на своем месте, а не на чужом, равно как и они также, родясь под властью, должны покоряться той самой власти, под которою родились, потому что нет власти, которая бы не была от бога. И покажи это им тут же в Евангелии, чтобы они все это видели до единого. Потом скажи им, что заставляешь их трудиться и работать вовсе не потому, чтобы нужны были тебе деньги на твои удовольствия, и в доказательство тут же сожги ты перед ними ассигнации, чтобы они видели действительно, что деньги тебе нуль, но что потому ты заставляешь их трудиться, что богом повелено человеку трудом и по̀том снискивать себе хлеб, и прочти им тут же это в святом писании, чтобы они это видели. Скажи им всю правду: что с тебя взыщет бог за последнего негодяя в селе, и что поэтому самому ты еще больше будешь смотреть за тем, чтобы они работали честно не только тебе, но и себе самим, ибо знаешь, да и они знают, что, заленившись, мужик на всё способен — сделается и вор и пьяница, погубит свою душу, да и тебя поставит в ответ перед богом. И всё, что им ни скажешь, подкрепи тут же словами святого писания; покажи им пальцем и самые буквы, которыми это написано; заставь каждого перед тем перекреститься, ударить поклон и поцеловать самую книгу, в которой это написано. Словом, чтобы они видели ясно, что ты во всем, что до них клонится, сообразуешься с волей божьей, а не с своими какими-нибудь европейскими или иными затеями. Мужик это поймет, ему не нужно много слов. Объяви им всю правду: что душа человека дороже всего на свете, и что прежде всего ты будешь глядеть за тем, чтобы не погубил из них кто-нибудь своей души и не предал бы ее на вечную муку.

Это про крепостное право, которое ну канешна же нужно не помещику, а самому крестьянину. Он ведь без крепостного права погубит свою душу. А помещик ее спасает, старается, ночей не спит, а вообще на деньги помещику тьфу, он за крепостное право радеет единственно потому, чтобы скрепы не разломались и не начался ад, угар и нувыпонели


Замечания твои о школах совершенно справедливы. Учить мужика грамоте затем, чтобы доставить ему возможность читать пустые книжонки, которые издают для народа европейские человеколюбцы, есть действительно вздор. Главное уже то, что у мужика нет вовсе для этого времени. После стольких работ никакая книжонка не полезет в голову, и, пришедши дом<ой>, он заснет, как убитый, богатырским сном. Ты и сам будешь делать то же, когда станешь почаще наведываться на работы. Деревенский священник может сказать гораздо больше истинно нужного для мужика, нежели все эти книжонки. Если в ком истинно уже зародится охота к грамоте, и притом вовсе не затем, чтобы сделаться плутом-конторщиком, но затем, чтобы прочесть те книги, в которых начертан божий закон человеку, — тогда другое дело. Воспитай его как сына и на него одного употреби всё, что употребил бы ты на всю школу. Народ наш не глуп, что бежит, как от чорта, от всякой письменной бумаги. Знает, что там притык всей человеческой путаницы, крючкотворства и каверзничеств. По-настоящему ему не следует и знать, есть ли какие-нибудь другие книги, кроме святых.

А вот и еще одна прекрасная скрепа - неграмотность и вытекающее из нее невежество. Зачем читать книжонки "европейских человеколюбцев"? Деревенский священник больше нужного расскажет, да и нафига читать, когда работать нужно? И нравственность опять же через книжки страдает: можно сделаться конторщиком и непременно плутом.

В общем, прошло время, и эти нехорошие в общем и целом "скрепы" канули в Лету, сейчас эти высказывания про скрепы прошлого (за которыми очень явно видны хвосты экономических и внутриполитических интересов) почти всем (кроме некоторых исключительных людей) кажутся даже не безнравственными, а нелепыми, а сколько шуму по их поводу было, сколько слез по поводу разрушающейся нравственности пролилось.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments